Государственное учреждение образования
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 г.Микашевичи"
Задачи и функции УО
Исходя из анализа работы школы за прошлый год основной целью в работе школы на 2023/2024 учебный год является:
Формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
Для достижения цели намечены задачи:
1. Продолжить работу по повышению качества знаний учащихся через применение современных образовательных технологий при проведении учебных и факультативных занятий, в том числе в рамках допрофильной подготовки, профессионального и профильного обучения.
2. Совершенствовать работу с одарёнными и высокомотивированными учащимися на основе внедрения эффективных форм подготовки к олимпиадам и исследовательской деятельности, конкурсам интеллектуального и творческого характера.
3. Продолжить работу по созданию условий для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов через совершенствование профессионального уровня, формирование мотивации к непрерывному образованию, активизацию процесса саморазвития и самообразования.
4. Формировать нравственно зрелую, творческую и инициативную личность, готовую успешно функционировать в системе современных отношений через развитие у всех участников образовательного процесса высоких качеств гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, историко-культурных ценностей Республики Беларусь; развитие детско-юношеских инициатив, поддержку детских и молодежных общественных объединений и организаций, активное участие в ученическом самоуправлении.
5. Содействовать предупреждению детской и подростковой преступности через создание оптимальных условий для профилактики преступлений и правонарушений среди учащихся, повышение эффективности работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, оказанию социально-психологической и педагогической помощи учащимся и их законным представителям, раннему выявлению семейного неблагополучия;
6. Продолжить работу по обновлению и укреплению материально-технической и учебно-методической базы учреждения образования для создания комфортной образовательной среды всех участников образовательного процесса.
Контактная информация
Телефoн +375-16-476-82-46
Адрес электронной почты sch1_mik@guo.bc.by
Банковские реквизиты
номер р/счетов:
BY71АКВВ36320000190291200000 спецсчёт
BY69АКВВ36420000190061200000 счёт для попечительского совета
ЦБУ №119 филиала №121 ОАО "АСБ Беларусбанк"
Код банка (BIC) - AKBBBY21121
УНП 200173955
ОКПО 02150028
Телефоны "горячих линий", телефоны доверия и справочных служб
Средняя школа №1
Историки среди значимых событий 1968 года вспоминают, в первую очередь, ввод войск в Чехословакию, "пражскую весну" — выступления студентов, войну во Вьетнаме, полёты в космос, строительство в СССР крупных промышленных объектов. Каждый из нас, "обычных" людей вспоминает, какие-то события из личной семейной жизни. А в посёлке Микашевичи одним из значимых событий того года было открытие средней школы №1 — в новом здании над озером.
В сентябре 1966 года было начато строительство новой школы на 974 места, по ул. Озёрной, на поле между бассейном и речкой. Зимой, 16 января 1968 года ученики и педагоги с музыкой и знамёнами перешли в новое здание над озером - Микашевичскую СШ № 1, так школа приняла своих первых учащихся.
________________________________________________
Из истории Микашевичского школьного образования
1906-1921 гг.
ХХ столетия
Одним из старейших зданий в Микашевичах можно назвать здание по ул. Ленинской, 26. Местные старожилы утверждают, что-когда- то это была польская школа. Но, как оказалось на самом деле. это не совсем так. Собрав некоторые исторические факты воедино, можно с уверенностью сказать, что у школы две национальности - на половину русская (с 1906 года по 1921год), на половину польская (с 1921год по 1939год). В разные годы здесь были также и школа –интернат, и общеобразовательная школа. Сейчас здесь располагается Центр Детского творчества. А в далёких 1900-х прошлого столетия в маленьком селе Микашевичи это было первое учебное заведение, которому, как прародителю Mикашевичского образования в 2021 году исполняется 115 лет. С чего же все началось?
Согласно историческим документам в 1736 году село Микашевичи имения Ленин, в котором насчитывалось всего 4 двора, было собственность князей Радзивиллов (Речь Посполита).
Экономическое развитие небольшой населённый пункт в глубинке Полесья получил в конце 1800-х гг. (в это время Микашевичи были уже в составе Российской империи) благодаря одесским предпринимателям отцу и сыну Степану и Фёдору Агаровым. Я думаю, что здесь будет уместно вспомнить об этих людях. На просторах интернета нашла следующую информацию. Предпринимательская династия Агаровых, попавшая в историю белорусского бизнеса, происходила из Одессы. Примерно в 1893 году известие о том, что княгиня Мария Гогенлоэ-Шиллингфюрст, единственная наследница огромных радзивилловских латифундий вынуждена распродавать свои владения, вызвала неподдельный интерес к ним одессита, потомственного почетного гражданина Степана Агаркова. Одним из первых очутившись в центре этого процесса, Степан Агарков стал владельцем богатейшего лесного имения Ленино в Мозырском уезде. В последствии предприниматель приобрел ряд соседних с Ленино имений на Мозырщине и Слутчине. Покупка 230 тыс. десятин угодий сразу возвела его в число крупнейших землевладельцев Беларуси. Земельная собственность нового хозяина владений только на одной Минщине оценивалась в более чем 1,3 млн рублей.
Благодаря своей предпринимательской жилке уже в середине 1890-х годов Ф.Агарков стал самым крупным в Мозырском уезде поставщиком дегтя. За дегтем настала очередь досок: в 1898 году бизнесмен открыл на станции Микашевичи (Полесские железные дороги) лесопильный завод, планировал строительства фанерной фабрики. Но не успел осуществить свои мечты. В 1903 году Степан Агарков отошел в мир иной, предав всё состояние сыну Фёдору. По коммерческим способностям Федор Агарков оказался достоин своего отца. Именно с его именем связан расцвет фирмы и рост Микашевичей.
В 1903 году в Микашевичах Фёдор построил фанерную фабрику. Лесопильный завод и фанерная фабрика были объединены в единый производственный комплекс, который Фёдор назвал в честь отца –Степановский фанерно-лесопильный завод. Это предприятие стало одним из самых крупных не только в уезде, но и во всей Минской губернии.
Микашевичскому производству был подчинен и железнодорожный проект Агаркова в Мозырском и Слуцком уездах. В 1904 г. Федор выступил инициатором строительства чучевичской ветки и уже в 1905 г. дорога была сдана в эксплуатацию и перешла в оперативное управление администрации Полесских железных дорог. Благодаря чучевичской ветке Агарков обеспечил регулярный подвоз сырья из глубинных районов Полесья. Четыре паровоза и зимой, и, что самое главное, летом, когда подвоз древесины был затруднен, гоняли вагонетки от Чучевичей и Ленино к Микашевичам и обратно. В 1914 г. Федор Агарков добился от Министерства путей сообщения разрешения на перевозку по чучевичской дороге и пассажиров.
Производство разрасталось. Приток рабочей силы увеличивался. Соответственно и росло количество населения. И вот уже в начале 1900-х гг., по данным «Списка населённых мест Минской губернии» 1909 года, в деревне Микашевичи Мозырского уезда Ленинской волости проживало 146 жителей обоего пола, на станции Микашевичи - 340 жителей, хутор Рудня Мозырского уезда Ленинской волости – 71 житель…
Здесь я предлагаю сделать небольшую паузу в повествовании о Микашевичах и вспомнить некоторые этапы истории в развитии народного образования Российской Империи. Итак, до Петра Великого заботы о народном образовании всецело лежали на церкви и духовенстве. В эту эпоху правительство впервые начинает заботиться об устройстве школ, но развитие их шло очень медленно. В царствование Екатерины Второй со времени образования в 1782 году «Комиссии об учреждении народных училищ» школами обеспечиваются многие города. В селениях же только в первой половине 19 века начали устраивать народные училища. Знаменательным в деле развития образования стало время царствования императора Александра Второго. Отмена крепостного права в 1861 году дала особенный толчок в развитии народного образования, его потребность стала осознаваться и самим крестьянским населением.
В 1864 году в Беларуси проводилась очередная школьная реформа, в результате которой школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. Начальное образование можно было получать в народных и городских училищах, в церковно-приходских школах и школах грамоты.
В начале 1900-х гг. возникла необходимость строительства и открытия школы и в Микашевичах. Можно предположить, что большую роль в развитии образования в Микашевичах сыграл Фёдор Агарков, так как являлся попечителем или, говоря современным языком, спонсором строительства и содержания училища и, вполне возможно, что был заинтересован в повышении грамотности местного населения, как потенциальной рабочей силы своего предприятия.
Из воспоминаний старожилов г. Микашевичи: «В далёком 1906 году в небольшом селе Микашевичи крупный помещик и владелец фанерной фабрики Агарков начинает строительство школы (сейчас это улица Ленинская ,26). Школа, построенная из красного кирпича, была рассчитана примерно на 70 учеников».
С 1907 года помещик Агарков начинает бесплатное обучение детей, чьи родители не работали у помещика на заводе - за обучение платили» (прим.: в то время в некоторых школах практиковалось совместное финансирование –государства и сельских общин).
А вот в официальных источниках впервые о Микашевичском народном училище упоминается в «Памятной книжке Минской губернии на 1907год», которая была издана в сентябре 1906года и в «Памятной книжке Минской губернии на 1908год», изданной в августе 1907года.
1906-1907 годы-Микашевичское одноклассное училище, учительница Анастасия Бойкова.
Что же собой представляло одноклассное сельское училище. Исходя из общей информации о народном начальном образовании в Российской Империи этого периода можно сказать следующее.
Одноклассное сельские училища как основной вид начальной школы в России в 1860-1918годы открывались Министерством народного просвещения в сельской местности. Поступать в них могли дети не моложе семилетнего возраста, всех званий, состояний и вероисповеданий, без всякого приёмного испытания. Курс обучения длился 3 года. Методы обучения в начальной школе были такие же, как и сейчас: беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Большая часть времени, отведённого на русский язык, уделялась усвоению грамматики и орфографии. Учащиеся в соответствии с продолжительностью курса обучения разделялись на 3 отделения и одновременно занимались в одной единственной классной комнате с единственным учителем. Все предметы (кроме Закона Божия) преподавал один учитель-отсюда и название «одноклассное». В таком типе училищ могло обучаться по 50-70 учеников в одном классе. В одноклассном училище обязательно имелась квартира для учителя, в двухклассном – две квартиры для учителей.
Учитывая, что здание школы в Микашевичах построено как двухклассное училище, можно предположить, что одноклассное училище некоторое время могло располагаться в арендованном помещении.
Со временем в Российской Империи стал распространяться и тип училищ с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями - так называемое двухклассное училище. С 1908 года одноклассное училище в Микашевичах преобразовано в двухклассное.
В двухклассном сельском училище преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности.
Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящий законоучитель-священник. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучение было бесплатным. Училище находилось под контролем чиновников Министерства народного просвещения- директоров и инспекторов начальных училищ. Порядок назначения, перемещения и увольнения народных учителей был представлен в нормативном документе «Инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» от 1875 г.
В микашевичском двухклассном училище работали:
1908 год. Заведующий - Анастасия Бойкова, учительница Татьяна Некрашевич, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1909год. Заведующий - Ефим Соколовский, учительница Татьяна Некрашевич, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1910год. Заведующий - Ефим Соколовский, учительница Татьяна Некрашевич, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1911год. Заведующий - Ефросиний Соколовский, учитель Дионисий Прохоров, законоучитель –священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1912год. Заведующий - Ефросиний Осипович Соколовский, учитель Дионисий Сергеевич Прохоров, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1913год. Заведующий - Ефросиний Соколовский, учитель Дионисий Прохоров, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1914год. Заведующий- и.д. Дионисий Прохоров, учитель Арсений Росляков,
учительница Евгения Посвятовская, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
1915-1917годы. Заведующий – Арсений Росляков, учительница-Вера Логвинович, законоучитель - священник прихода Ленинской церкви Иоанн Попенко.
Предметы, изучаемые в двухклассном училище, были такими: Закон Божий, церковнославянский язык, чтение, письмо, арифметика, предметные беседы, история, мироведение, рисование, пение, гимнастика (рукоделие для девочек).
По каким книгам изучали грамоту ученики начала 20 века?
В «Памятной книжке Минской губернии на 1909год» (изданной в сентябре 1908 года) есть реклама книжного магазина Б.А.Городенского в губернском городе Минске. Магазин предлагает серию учебников для начинающих. Рекламодатель предлагает новые учебные книги, составленные И.И.Цунзером: сборник «Диктант «Первинка», сборник письменных упражнений «Первый шаг», сборник письменных упражнений после изучения букваря «Первая мысль», «Моя первая грамматика».
В примечании указано, что учителям по первому требованию высылается экземпляр для ознакомления бесплатно.