Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации
- Понятные рисунки, диаграммы и графики.
Откажитесь от громоздких таблиц с большим количеством чисел. Воспользуйтесь диаграммой или графиком и прокомментируйте имеющиеся изменения.
- Читаемый текст.
Наименьший размер шрифта, который могут увидеть зрители аудитории – 18 (если зритель сидит у компьютера), 24 (если презентация создается для показа в зале через проектор). На одном слайде располагайте не более 5-6 элементов списка. Если важных объектов много, то добавьте еще один слайд.
- Контрастность цвета фона и основного текста.
По статистике светлый фон лучше тёмного.
- Минимум анимации.
Титульный слайд и заголовки слайдов оставляйте без анимации. Используйте её для выделения самой важной информации, в других случаях она будет отвлекать от восприятия содержания слайда.
Подбор цветовой схемы.
Используйте максимум три-четыре цвета. Чем проще, тем лучше. Множество цветовых оттенков болезненно воспринимаются, слабо запоминаются.
Можно сделать отличную презентацию, используя всего два цвета. Искусство оформления приходит с опытом. Пробуйте и найдете лучший вариант. В состав эскизов РоwеrРоint входят профессионально подобранныецветовые схемы, используйте их.
Если нужно зарядить энергией, взбодрить, мотивировать к чему-либо, используйте сильные оттенки. Если, наоборот, нужно создать мирную атмосферу, лучше использовать пастельные тона, ослабить агрессивные цвета.
- Единый стиль оформления.
Фон слайда, формат текста и объектов на протяжении всей презентации следует использовать одинаковые.
- Используйте внешние рисунки и фотографии, а также видео.
Видео подготавливайте в разных форматах (vob, wma, avi), так как аппаратура, на которой будет демонстрироваться презентация, может не прочитать выбранный формат.
Общие требования
к оформлению исследовательской работы учащихся
Работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Текстовый редактор Wicrosoft Word. Текст печатается шрифтом 14 через полтора интервала с выравниванием по ширине.
Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.
Структурные части конкурсной работы, каждая из которых начинается с нового листа:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Заголовки структурных частей работы "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ГЛАВА", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ" печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт.
Новая глава начинается с нового листа.
Заголовки подглав печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом.
Переносы слов в заголовках не допускаются.
Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер ставится в правом верхнем углу без точки. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, сквозная.
Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:
название конкурса, на который подаётся работа;
название учреждения образования;
название работы, жанр: заголовок располагают в середине строки; печатают прописными буквами, не подчеркивают;
сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;
сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание, должность, место работы;
место и год написания работы (без запятой). Слово «год», даже буква «г» не пишутся.
Содержание включает названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала каждой структурной части.
Содержание обычно оформляется на втором листе работы.
Главы (подглавы) нумеруются арабскими цифрами.
Нумерация подглав двойная: сначала ставится номер главы, затем точка, после неё – номер подглавы.
Приложения имеют свою нумерацию.
Введение и заключение не нумеруются!
Например:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 6
1.1 Название подглавы 7
1.2 Название подглавы 11
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 16
2.1 Название подглавы 17
2.2 Название подглавы 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Начинается работа с «ВВЕДЕНИЯ» – с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется).
Введение представляет собой ответственную часть научной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать:
отношение автора к изучаемой проблеме,
оценку современного состояния изучаемой проблемы,
обоснованность и необходимость проводимых им исследований,
обоснование актуальности темы исследования,
определение целей и задач исследования,
формулирование гипотезы (если необходимо),
определение методов исследования,
значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.
Объем введения небольшой и обычно составляет 2 – 3 страницы (но не более 5) к объему в 25 листов.
Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:
выбора направления исследования и объекта исследования,
описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов,
описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов,
обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования.
Этапы исследования должны отражать:
обоснованность выбора направлений исследования.
методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика,
обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели.
Основная часть работы может содержать 2 – 3 главы. Главы должны быть соразмерными по отношению друг к другу. Каждая глава должна завершаться выводами.
Не следует использовать в работе сокращения, кроме общепринятых (например, ООН). Если использование аббревиатур необходимо, то вначале даётся полное название, а в скобках приводится сокращённое.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы могут размещаться как в тексте, так и вынесены в Приложения. На все рисунки и таблицы должны быть ссылки в тексте исследования.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы позволяют более полно раскрыть содержание текста, придают изложению ясность и наглядность. Количество иллюстративного материала и его состав определяются особенностями работы, но обязательно должны быть грамотно выполнены, правильно оформлены и органически связаны с текстом. Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте, обозначаются соответственно словами «Рисунок» и «Таблица» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделённых точкой. Например, «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом. Например, «Рисунок 1», «Таблица 3».
Рисунки, как правило, имеют название и пояснительные данные. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки – слово «Рисунок», номер и название иллюстрации, отделяя знаком тире номер от названия. Точку в конце нумерации и названия иллюстрации не ставят.
Цифровой материал исследования оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», её порядкового номера и названия, отделённого от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Точку в конце нумерации и названия таблицы не ставят.
При переносе части таблицы на следующий лист её заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Например, «Продолжение таблицы 1.2»
Цитаты всегда заключаются в кавычки. В скобках после цитаты обязательно делается ссылка на источник.
Сноски на источники оформляются в квадратных скобках прямо в основном тексте работы, например: [4, с.56]. Здесь указывается номер источника в списке литературы, страница, на которой расположена цитата либо материал, подвергнутый переработке.
Заключение содержит:
краткие выводы по результатам исследования,
предложения по их практическому использованию,
указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д.
Заключение обычно составляет не менее 1 – 2 страниц (но не более 3) к объему в 25 листов. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследований, предложения по их практическому использованию.
Список использованных источников – это список изученной по теме литературы, представленный особым образом. В список литературы включаются все использованные в работе источники.
Список использованных источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, соблюдая требования оформления библиографического описания изданий.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимее для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста и оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Приложения содержат копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте исследования.
Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.
Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 5».
Этап 4. Рецензирование исследовательской работы
Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы и исторических источников.
Рецензию можно условно разделить на две части. Первая часть – описательная. В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем.
Вторая часть – оценивающая. Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов.
В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы.
Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.
Этап 5. Защита результатов исследования
Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования. Чтобы избежать ошибок, необходимо провести серьезную подготовку.
Публичное выступление предполагает умение представить содержание материала в форме презентации, которая может быть эффективной и эффектной. Поэтому необходимо владеть ее навыками.
Основными этапами презентации являются:
- Подготовка к презентации
- Структурирование выступления
- Составление записи
- Использование вспомогательных средств
- Подача материала
- Резюме
1. Подготовка к презентации
При подготовке к любой презентации необходимо учитывать три основных фактора:
- Тип аудитории
- Цель выступления
- Составление материала
2. Структурирование выступления
Традиционно выступление имеет такую структуру:
- Вступление, или начало (10%)
- Основная часть, или середина (80%)
- Резюме, или окончание (10%).
Вступление направлено на формирование интереса аудитории через обоснование социальной и личностной значимости темы. Целесообразно начинать свое выступление с чего-то необычного, неожиданного – цитаты, вопроса, примера, показа чего-либо.
Основная часть – это раздел, в котором излагаются аргументы и структурированная информация. Информация может быть представлена через известную структуру 4-х «П»:
- Положение (тезис)
- Проблема (формулировка)
- Потенциал (возможность решения проблемы)
- Предложения (наилучшее решение проблемы)
Применение этой структуры даст возможность создать полное, логическое описание основной информации.
Резюме – это суммирование основных пунктов выступления, которое должно быть кратким и острым, чтобы отпечататься в сознании аудитории. При этом нет необходимости приводить новые аргументы.
Примерная структура выступления учащегося
- Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.
- Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.
- Объявление цели, задач исследования и плана доклада.
- Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.
- Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).
- Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.
- Формулировка выводов.
В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик.
3. Составление записи выступления
При подготовке выступления используют один из трех способов записи:
- Краткие пометки в соответствии с планом выступления
- Более пространная запись, включая вступление, связки между структурными частями, резюме.
- Полный сценарий выступления, представленный в форме разговорных фраз (идиом).
Краткие пометки уместны, когда Вы хорошо знаете свои аргументы, предмет беседы довольно прост, Вы – опытный оратор.
Более пространная запись подходит, когда Вы знаете свой материал хорошо или материал не настолько сложен, что требует полного сценария.
Полный сценарий необходим, когда:
1) презентация запланирована;
2) мероприятие будет записываться;
3) имеется определенная последовательность видео/аудио демонстрации, требующая конкретных подсказок для ассистента-оператора;
4) Вы - неопытный оратор;
5) Вы не надеетесь на свою память.
Рекомендации для подготовки записей выступления:
- Для пометок лучше всего использовать карточки, поскольку их легко держать в руке.
- Пишите только на одной стороне карточки, чтобы не тратить время на переворачивание.
- Используйте различные цвета для пометок, означающих использование аудио/видео средств, пауз или участие аудитории.
- Пишите большими четкими буквами, чтобы было легко читать записи.
- Выучите наизусть вступление и заключение, чтобы вызвать доверие аудитории и сохранить ее интерес.
- Пронумеруйте каждую страницу в правом верхнем углу, чтобы не перепутать записи и сохранить последовательность изложения.
- Если страницы сценария требуется переворачивать, используйте папку с направляющими кольцами.
- Всегда готовьте записи самостоятельно, так как только Вы знаете свою информацию досконально и моменты, когда необходимо сделать особый акцент.
4. Использование вспомогательных средств
Технические и наглядные средства могут существенно способствовать эффективности любой презентации, поскольку стимулируют не только слушание, но и другие чувства – видение, касание, осязание, обоняние. Правильный выбор средств увеличивает воздействие, понимание и сохранение информации в памяти участников презентации.
Виды технических и наглядных средств:
- Проектор
- Стенд (постер)
- Доска (меловая, пластиковая)
- Видеомагнитофон
- Компьютер
- Диски
- Образцы продукции
- Карты или иллюстрации
- Рекламные листки и др.
Рекомендации:
- Всегда говорите только с аудиторией, никогда не говорите с доской или экраном.
- Не загораживайте изображение, используйте указку или протянутую руку.
- Если Вам надо что-то нарисовать или написать, сначала сделайте это, затем говорите.
- Если работа над доской или экраном должна быть продолжительной, например, рисование, вовлекайте в этот процесс аудиторию, разговаривая с ней.
- Следуйте общим рекомендациям работы с мультимедийными средствами.
5. Подача материала
При подаче материала следует применять разнообразные коммуникативные средства – вербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относятся: речь (правильность или неправильность), подбор выражений, смысл высказываний. Следует помнить, что письменная и живая речь отличаются друг от друга. Желательно накапливать опыт публичных выступлений, приобретать риторические навыки.
Паралингвистическими сигналами выступают особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса. Рекомендации таковы:
отчетливость речи,
доброжелательность интонации,
громкость голоса – средняя,
высота тона – низкая,
быстрота речи умеренная.
К невербальным средствам следует отнести:
расположение в пространстве (угол поворота и наклона тела, дистанция);
позы (открытые/закрытые, симметричные/ассиметричные);
жесты (движения рук);
мимика (улыбка, выражение лица);
взгляд (продолжительность и частота контакта глаз),
оформление внешности (одежда, прическа, макияж);
запахи (соблюдение гигиены, применение косметики),
прикосновения (ритуализированные – пожатие рук и проч.).
При выступлении не рекомендуются:
ритмические движения (постукивание ногой об пол);
движения большой амплитуды (раскачивание туловища из стороны в сторону),
резкие движения (взмахивание рук);
неритуализированные прикосновения (похлопывание по плечу).
Как подготовить доклад для защиты исследовательской работы
Для того чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).
1. Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели и задачам работы, её актуальности.
2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.
3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.
Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.
Обратите внимание на форму ответа на вопросы:
- Спасибо за вопрос:
а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.
б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.
2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .
3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.
4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?
5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.
Рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.
Рекомендации по составлению презентации:
- Презентация не должна повторять текст выступления.
- На слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования.
- Графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана.
- Цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз (на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов).
- Категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их.
- На слайде не должно быть слишком много слов.
Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции, как правило, не предусматриваются.
Структура презентации на 7 – 8 минут:
1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.
2 - 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).
5 - 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).
7 – 8-й слайды. Содержание работы.
9- 11-й слайды. Итоги по разделам.
12-й слайд. Практическая значимость работы.
13 - 14-й слайды. Итоги исследования.
15-й слайд. Спасибо за внимание!
На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].
Критерии оценки конкурсных исследовательских работ
1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
– степень знакомства с современным состоянием проблемы,
– использование известных результатов и научных фактов в работе,
– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.
2. Оценка собственных достижений автора:
– использование дополнительных знаний,
– степень новизны полученных результатов,
– научно-практическая значимость работы.
3. Характеристика работы:
– грамотность и логичность изложения материала,
– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).
раскрыть » / « свернуть